Гленн Доман

Гленн Доман — врач, основавший организацию «Институты достижения потенциала человека» (IAHP), США. Мировую известность Доману принесли разработанные им методики по восстановлению детей с поражениями ЦНС и всестороннему развитию всех малышей. Методы и рекомендации доктора помогают гармонично развиваться и достигать значимых результатов уже на первых годах жизни.
Гленн Доман биография
Биография Гленна Домана

Родился Доман в 1919 году в Филадельфии, после окончания Пенсильванского университета в 1940 году стал работать врачом-физиотерапевтом в детской больнице. Уже тогда Доману стало ясно, что ранние физические и интеллектуальные занятия с младенцем стимулируют ускоренное развитие мозга, то есть способствуют становлению личности ребенка.

Исследования молодого ученого и практикующего врача прервались из-за Второй мировой войны, в которой Доман принял непосредственное участие. Гленн записался в армию добровольцем, прошел обучение на офицерских курсах и сражался на фронтах в звании лейтенанта, был командиром роты и заслужил крест «За выдающиеся заслуги».

В мирное послевоенное время Доман работал нейрофизиологом и проводил реабилитацию детей с врожденными отклонениями и травмами головного мозга. Некоммерческая врачебная организация IAHP, созданная Доманом в 1955 году, была основана для реабилитации детей с неврологическими нарушениями.

Во главу методик легли исследования последних 20 лет, за которые Доман был неоднократно награжден. Например, в Италии в 2007 году он получил правительственную медаль за долгосрочную и успешную врачебную работу с детьми. Ученый с мировым именем проработал в созданной им организации до конца своих дней, умер Гленн Доман в 2013 году, в возрасте 93 лет.


Кратко о методике раннего развития

Основное правило гласит, что ребенка необходимо приучать к физической активности с первых месяцев его жизни. Движение стимулирует ускоренное развитие мозга, что способствует росту интеллектуальных возможностей. Осмысленное движение необходимо для здоровых детей и при наличии отклонений в развитии, при этом занятия на физическую активность можно начинать уже с трех месяцев.

С этого же возраста кроха начинает проявлять интерес к окружающим предметам, поэтому движение следует совместить с тактильными и зрительными ощущениями. Все окружающие ребенка предметы Доман предлагает изобразить на карточках и сгруппировать по определенным признакам. Образовательный процесс начинается буквально с секундного знакомства с реальными предметами, изображенными на картинках.

Кратко о постулатах системы Домана:

  • стимуляция ребенка к движению, которое служит основой развития и жизненного тонуса;
  • движение не должно быть ограничено и не следует останавливать ребенка, пока у него есть желание двигаться;
  • для получения реальных успехов необходимо особо обратить внимание на период от рождения до 5 лет;
  • обучающий процесс должен проходить в виде интересной игры, без принуждения;
  • к 5 годам детский мозг будет готов к получению знаний более сложным путем и без особой дополнительной мотивации.
Наблюдая за развитием детей с отставанием в развитии, доктор обратил внимание, что уроки интересны и здоровым малышам. Доманом были изучены и описаны основы развития детей с различными интеллектуальными уровнями, после чего выпущены специальные методики.

Комплекс двигательной активности и знакомство с карточками дает потрясающий результат. Карточки должны содержать изображение и крупную надпись внизу листа. Малыш получает информацию и нагружает свой мозг, тренирует его. Показ карточек должен быть систематизирован, начинать следует с 5 карточек одной тематики, и показывать их необходимо несколько раз в день. Взрослый должен четко произносить название изображения, постепенно расширяя кругозор малыша.

Не стоит рассчитывать на моментальный результат, но ребенок сам продемонстрирует свои познания, часто неожиданно для взрослого. Методика Домана содержит особые разделы, в которых указана последовательность обучения чтению и счету так же с помощью карточек.


Обучение детей с особенностями развития

Первоначально система занятий была разработана для детей с поражениями ЦНС и отстающими в развитии. Процесс обучения детей проходит в игровой форме по общему принципу, но с более подробным и постепенным внедрением нового материала.

Основные и наиболее важные элементы системы обучения особенных детей:

  • в методе не используется чтение вслух, которое бывает непреодолимым для детей с поражениями. Ребенок впитывает слова, которые произносит родитель, и легче откликается на обучение;
  • короткие, но частые сеансы, что позволяет получать удовольствие от занятий. В среднем 15 раз по несколько секунд бывает вполне достаточно для запоминания;
  • обязательно радостные и увлекательные по тематикам занятия, без стресс-факторов и тестирования нравятся всем детям и не утомляют их;
  • надписи в карточках делаются крупным шрифтом, красными буквами, поскольку у особенных детей нередки проблемы со зрением. Такой подход снимает сложности с восприятием и делает комфортным обучение;
  • картинка и текст отделяются друг от друга, поэтому изображение не уводит взгляд ребенка. Это ключевой момент, который крайне важен для обучения детей с особенностями развития.
В 1964 году Доман выпустил монографию «Как научить вашего ребенка читать», которая и сейчас является бестселлером и помогает многим родителям доказать, что их дети обучаемые и могут научиться читать и считать, несмотря на диагноз.

Сегодняшние родители много внимания уделяют раннему развитию своих детей. Пользуясь авторскими методиками Гленна Домана, вы обязательно добьетесь успехов и окажете своему ребенку неоценимую помощь на всю последующую жизнь.
Посмотрите каталог карточек
Найдите то, что подходит именно Вашему ребенку