Основные положения в системе Домана
Американский нейрофизиолог доказал, что мозг растет и успешно развивается при регулярных нагрузках на организм. Мозг человека на 70% формируется до 3 лет, поэтому грамотные и взвешенные занятия становятся отличным жизненным стартом. Первоначально система воздействия и стимуляции была разработана для детей с отставаниями в развитии и различными неврологическими поражениями.
Наблюдая положительную динамику у особенных детей, Доман разработал отдельную концепцию для здоровых малышей. Занятия проводятся по единой схеме, но в последнем случае имеют более широкую зону ближайшего и актуального развития.
Метод обучения
Домана основан на следующих принципах:
- удовлетворение желания двигаться и стимуляция активного перемещения. Малыша не ограничивают и постепенно знакомят с дидактическими материалами;
- тактильные, зрительные и сенсорные ощущения следует приветствовать, стараться как можно шире охватывать окружающую ребенка обстановку;
- знакомство с обучающими карточками должно происходить по системе и регулярно. Не следует прекращать занятий при отсутствии видимого результата и необходимо постоянно вводить новые материалы;
- обучение по Доману можно совмещать с иными играми и развивающими занятиями, что еще больше расширит ассоциативное мышление ребенка.
Ребенок сам настроен на получение новой информации об окружающем мире, родители должны только помочь ему в этом. Не стоит продолжать занятие, если малыш капризничает, хочет спать или нездоров. Рекомендуется завершать сеанс демонстрации карточек досрочно, до потери детского интереса. Успехи интенсивных занятий индивидуальны у каждого ребенка, но в любом случае к 5 годам дети значительно обгоняют своих сверстников, к которым не применялся метод обучения
Домана.
Развивающие карточки по методу ДоманаДемонстрация карточек по праву считается основой методики, поскольку дидактическое пособие является основой интеллектуальных тренажеров. С помощью карточек развитие детского мозга происходит в различных направлениях:
- энциклопедические карточки, содержащие изображения предметов с подписями внизу крупным красным шрифтом. Рисунки скомпонованы по тематике, малышу показывают изображение и произносят название предмета. При разработке тематических наборов учтены малейшие нюансы восприятия и интереса малышей. Предметы изображены четко и крупно на белом фоне, размером 28х28 см. Наборы могут состоять из неограниченного количества картинок;
- обучение счету по особым карточкам, на белом фоне располагается различное количество крупных красных точек. При смене изображения, у ребенка появляются ассоциации с количеством одинаковых предметов (точек), сразу и не пересчитывая их. Как правило, по стандартной методике счетные карточки содержат изображения до 20 точек, но верхний предел создателем методики не ограничен;
- карточки со словами, на которых крупными красными буквами сделаны надписи. Размер карточек для чтения 50х10 см, ребенку показывают надпись и произносят слово вслух. Обучение на первом этапе включает существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.
В настоящее время комплекты карточек можно приобрести в продаже или скачать в интернете, что намного удобнее собственного изготовления. Кроме обучающего комплекта, рекомендуется проконсультироваться перед началом занятий с опытными преподавателями, имеющими практику и знающие принципы обучения. Например, родителям следует вести дневник наблюдений и отмечать уже изученные темы и вновь добавленные материалы.
Как правильно проводить занятия Начинать знакомство с окружающим миром следует уже в первом полугодии жизни ребенка. Оптимальным вариантом будет чередовать физические занятия и показ малышу тематических карточек. Первыми показываются энциклопедические карточки, математические и для чтения добавляются с возраста 1 года.
Основные правила работы с карточками:
- лист с изображением располагают на расстоянии вытянутой руки (45 см), названия предметов произносятся спокойно и внятно;
- показ производится быстро, смена листков должна быть не реже 10-15 сек. То есть 1 секунда затрачивается на смену карточки и несколько на четкое произнесение названия;
- темп и скорость должны быть постоянными, не увеличиваться и не уменьшаться. При высокой скорости показа активируется правое полушарие мозга, развивается фотографическая память и образное мышление;
- каждый набор (по 5-10 карточек) показывают по нескольку раз в день с разницей свыше 30 минут. После 10 дней занятий, некоторые карточки из тематического набора заменяются на новые, по 1-2 штуки. Такой распорядок повторяется до тех пор, пока комплект полностью не обновится. Изученный набор заменяют на новый и также проводят постепенную замену изображений;
- при обучении чтению проводятся сначала 3 сеанса по 15 слов, постепенно количество показов увеличивается до 9 раз в день. После твердого усвоения предложенных слов, ребенка знакомят с простыми словосочетаниями и предложениями из изученных карточек;
- чтобы научить ребенка считать до 20, проводят 3 сеанса и показывают 5 карточек с нанесенными точками. Ежедневно вносятся 2 новые карточки и удаляются уже изученные, на завершающем этапе количество карточек увеличивается.
Методика Домана раннего развития для детей в домашних условиях проста, но требует от родителей дисциплины и ответственного отношения к занятиям. Реабилитацию ребенка с отклонениями ЦНС или воспитание малыша с высокими интеллектуальными способностями можно проводить по системе Домана самостоятельно, пользуясь методическими пособиями.